Обо всем и ни о чем (5)

Понемногу обо всем, а по сути ни о чем. В студии РОП ТВ Евгений Серебряков и Павел Обрядин. На сей раз кратко о хороших новостях, о соколятах, сенаторах, всеобщем равенстве и бедных родственниках, а так же о хакерах и КСПО “Салют”…

Памятник архитектуры местного значения.

Его задумали построить еще во второй половине ХVIII века. Развивающемуся купеческому городу он был просто необходим. Летом 1796 года были заложены первые фундаменты, и началось возведение лавок Мучного гостиного двора.

Строительные работы проходили медленными темпами, и их окончание произошло в 1830 году. Изначально проект предполагал построить лавки каменного Мучного двора в два этажа. Их высота была равна 8,5 метрам. Каждая торговая лавка выходила на улицу открытыми арками галерей первого этажа, а второй этаж был оборудован под жилье и конторы.

В 1878 году фасад по Волжской набережной получил эклектический декор, архитектором которого был А.П. Медведев. Гостиный двор был удобен и купцам, и покупателям. В здании Гостиного двора открыл свой лучший в городе мануфактурный магазин Степан Рябинин, торговля которого велась на европейский лад. Внутри Мучного двора находился Мытный рынок, который действует и поныне.

Сегодня сохранившийся Мучной гостиный двор, как и прежде, занимает квартал от Красной площади до улицы Стоялой.

Находящийся по правой стороне Крестовой улицы южный фасад в большей мере изменил своё оформление ещё в дореволюционный период.

Сейчас комплекс зданий Мучного гостиного двора используется под учреждения общественного питания и торговли, включая выставочные залы Рыбинского музея-заповедника.

Так же Мучной гостиный двор включён в экскурсионные маршруты по Рыбинску.

Ксения Царева «Рыбинская неделя»

Парижан очаровали своими голосами рыбинские «Соколята»

См. еще фото здесь

Вчера, 24 мая, с творческим отчетом о поездке в Париж перед рыбинскми журналистами выступили участники взрослого состава хора «Соколята» и художественный руководитель и главный дирижёр снискавшего мировую известность творческого коллектива Сергей Шестериков.

С 11 по 17 мая камерный хор «Соколята дал семь концертов в Париже в рамках культурной программы, приуроченной к 20-летию творческого сотрудничества с французским хором «Соседи сверху»». Бывшие выпускники гимназии №18 и РГАТУ, многие из которых ныне являются руководителями промышленных предприятий, фирм, учреждений культуры, образования и здравоохранения, восьмью мужскими и пятнадцатью женскими голосами спели на русском и на французском языках в знаковых местах французской столицы – в Соборе Парижской Богоматери, на головном предприятии компании «Снекма» группы «Сафран», в культурном центре города Медон, кафедральном Свято-Троицкиом соборе Корсунской епархии РПЦ, театре Гете — Монпарнас, часовне военного лицея Сен-Сира.

Как признался Сергей Шестериков, выступить с хором в Нотр-Дам де Пари было его мечтой на протяжении двадцати лет – столько времени прошло со дня первой поездки «Соколят» в Париж.

В ее организации помогла тогда Мария Андреевна Магалова – русская княгиня, чьи родители были эмигрантами первой волны из охваченной революцией России. Она же способствовали тому, что певучие «Соседи сверху» из Парижа подружились со звонкоголосыми рыбинскими «Соколятами». На этот раз гранд-мерси за участие в организации поездки нашего хора во Францию Нине Постновой – руководителю рыбинского турагентства «Восточный экспресс» и Наталье Солдаткиной, которая принимала «Соколят» в Париже и организовывала там их выступления. А непосредственно выступлению хора из России в Нотр-Дам де Пари, чего прежде никогда не случалось, способствовал Иван Менье — член епископального совета главного храма и культурного символа Франции.

Еще одно открытие сделали «Соколята» в военном лицее Сен-Сир — высшем учебном заведении, где издавна занимаются подготовкой кадров французского офицерства и жандармерии. Оказывается, там 300 лет не ступала нога русского человека. А тем русским человеком, который там побывал до них, был царь Петр I, который в 1717 году посетил Париж во время второй своей поездки в Западную Европу.

В репертуаре «Соколят» взрослого состава были в основном духовная русская и зарубежная музыка, русские народные песни. Совместно с хором «Соседи сверху» «Соколята» пели на французском языке.

Особенно запомнились участникам поездки незапланированные выступления в мэрии Парижа и на самой высокой смотровой площадке Эйфелевой башни, они исполнили русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Как пойду я на быструю речку».

– Выступления и события во Франции превзошли все мои ожидания. Это был очень радушный и искренний прием, наши песни нашли живой отклик у слушателей. Мы пели перед французами и потомками русских эмигрантов. Нам были искренне рады, и ждут снова в следующем году, – поделился впечатлениями Сергей Шестериков.

А вечером 24 мая на стадионе Дворца спорта «Метеор» состоялся единый всероссийский хоровой концерт. Тысячеголосый хор с участием творческого объединения «Соколята» и хоров общеобразовательных и музыкальных школ посвятил свое выступление Дню славянской письменности и культуры. В роли художественного руководителя и дирижера сводного хора в четвертый раз выступил Сергей Шестериков.

Все остается людям

60 лет прошло со времени создания в Рыбинске строительно-монтажного треста № 16. Дома культуры, «хрущевки» и девятиэтажки, множество предприятий и котельных – результат многолетнего труда строительной организации.

Новые районы, предприятия, дворцы культуры

Трест № 16 создавался, когда страна возрождалась после разрушительной войны 1941-1945 гг. В стране развернулось масштабное строительство. Для этого нужны были рабочие руки и крепкая производственная база – обширная строительная индустрия.

– Строительный трест № 16 был образован на основе структуры Волголага, так как к тому времени строительство рыбинского гидроузла силами СУ-3 практически завершилось, – рассказывает Владимир Степанов, бывший работник треста № 16, старший прораб СУ-3. – Для создания треста объединили ряд мелких строительных подразделений, существовавших при промышленных предприятиях Рыбинска. Фактически они продолжили заниматься развитием своих предприятий, но под руководством нового треста. В его состав вошли СУ-1 (моторостроительный завод), СУ-2 (строительство жилья и объектов социально-культурного быта для города и предприятий), СУ-3 (как бывшая организация Волголага с опытными кадровыми строителями), СУ-4 (объекты Пролетарского района – Полиграфзавод и другие).

Время шло, трест наращивал мощности, и силами строителей Рыбинск постепенно превращался из деревянного города с булыжными мостовыми в крупный промышленный и культурный центр. Объединенными мощностями треста возведен приборостроительный и электротехнический заводы, судостроительные предприятия «Вымпел» и им. Володарского, завод очковой оптики. Расширялись производственные площади на моторостроительном заводе. Кроме того, именно трест № 16 выполнял огромную работу по созданию сети водопроводных и канализационных коммуникаций, силами трестовцев были построены городские котельные, очистные сооружения в Копаево, на ул. Танкистов и другие.

Многое было сделано для комфортной жизни горожан. Исчезали бараки, кардинально поменялся облик Перебор и Мариевки. На месте болот выросли крупные жилые районы – Веретье 1, 2, 3. Силами строителей треста № 16 возведено множество школ и детских садов. Введены в строй дворцы культуры: «Вымпел», «Переборы», «Радуга». Вырос рыбинский драматический театр. Прорабом на этой стройке работал Роман Романович Кунцевич – бессменный главный инженер на протяжении многих лет.

Кузница кадров

Для обеспечения треста профессиональными кадрами в 50-е годы создали строительное училище № 7 (теперь № 25). Ежегодно более 500 молодых рыбинцев получали там специальность и путевку в жизнь: каменщики, плотники, бетонщики, отделочники.

– Училище одевало, обувало, кормило, воспитывало молодежь в основном из бедных, необеспеченных семей, практически беспризорников. Иногородним ребятам предоставляли общежитие. Это много значило для юношей и девушек в трудные послевоенные годы, -вспоминает Владимир Степанов, который сам окончил это училище в 1958 году. – Я с благодарностью вспоминаю Леонида Васильевича Птицина – директора училища. Для нас он был непререкаемым авторитетом и примером для подражания.

Владимир Степанов начал карьеру строителя именно в тресте № 16, трудился столяром и плотником. А после службы в армии окончил Горьковский строительный институт и вернулся в рыбинский 16-й трест: там прошел дорогу от прораба до старшего прораба-начальника стройучастка в СУ-3. Потом работал в строительном отделе ГК КПСС, заместителем начальника речного порта по строительству, инженером-строителем в ОАО «Рыбинскгазсервис».

– Благодаря кадровой политике треста № 16 предприятия города не испытывали недостатка в рабочих строительных специальностей, смогли укрепить профессиональными кадрами свои строительные подразделения, – отмечает Владимир Александрович. – Многие работники треста № 16 направлялись на общесоюзные стройки: на КамАЗ, ВАЗ, на БАМ, в Череповец.

Сила коллектива

Строительство 9-этажного дома на Волжской наб., 1960-е

Строительство 9-этажного дома на Волжской наб., 1960-е

 

– Судьба подарила мне счастье работать с замечательными специалистами – бывшими узниками Волголага: прорабами Борисом Ивановичем Виноградовым, Михаилом Павловичем Спициным, Антоном Дмитриевичем Переплесниным, который был награжден орденом Трудового Красного Знамени за строительство мясокомбината, начальником СУ-3 Алексеем Григорьевичем Слепневым. Интересно, что с него был слеплен барельеф (рабочий-коммунист) на портале плотины № 2 Рыбинского гидроузла, – говорит строитель.

О своих коллегах он отзывается как о профессионалах своего дела, трудягах, которые внесли огромный вклад в развитие города. К примеру, Валентина Николаевна Войтко ушла на пенсию лишь в 2015 году, имея за плечами 55 лет трудового стажа. При ее участии построены городские очистные сооружения в Копаево и на кабельном заводе, новое здание школы № 1, торговый комплекс на углу ул. Кирова и ул. Герцена.

Дружный, сплоченный, мобильный коллектив треста № 16 насчитывал в 70-90-е годы более трех тысяч высококвалифицированных специалистов. Особенно расцвел трест под управлением Александра Петровича Головушкина.

– Талантливый организатор, за короткое время он поднял работу треста на новый уровень, – вспоминает Владимир Александрович. – Под его руководством был достроен сельский строительный комбинат и домостроительный комбинат, производивший самые массовые панельные серии домов. Мощность была доведена до 150 тыс. кв. м крупнопанельных домов в год. К сожалению, сегодня от комбината остались лишь воспоминания. Большой вклад в развитие крупнопанельного домостроения в Рыбинске внесли Борис Владимирович Жуков, начальник СУ-2, и Борис Георгиевич Карасев, который много лет возглавлял работу завода КПД, а позже принимал участие в создании на заводе приборостроения комбината ЖБИ.

Экстремальная стройка

Порой строительство преподносило трестовцам сюрпризы, причем отнюдь не безопасные. А однажды они обнаружили действующую бомбу.

– При строительстве блока цехов малых катеров на заводе «Вымпел» мы вели раскопки для монолитного фундамента под дробомет. И на глубине 7 метров в торфяном слое обнаружили авиабомбу весом в тонну, «подаренную» немцами во время войны. Трое суток завод и мы, строители, не работали, пока саперы из Ростова не извлекли и не уничтожили ее, – рассказал строитель.

Зачастую тресту № 16 приходилось решать невыполнимые на первый взгляд задачи. Неслучайно район Веретье в народе зовут «БАМ» – стройка здесь и вправду развернулась масштабная, велась ударными темпами, несмотря на то, что жилые комплексы приходилось возводить на верховых топких болотах. По словам Степанова, пласты торфа здесь доходили до 5-6 метров. Все здания приходилось ставить на свайные фундаменты. Длина свай доходила до 9, а местами и до 12 метров!

Владимир Степанов вспоминает и вовсе экстремальное строительство:

– Когда строили общежитие ГПТУ-32, однажды в топь погрузился сваебойный агрегат – по кабину утонул. Его с большим трудом извлекали из трясины. Мне довелось начинать освоение площадки под строительство ПАТП-1. Как я был удивлен, когда впервые приехал на место: там была болотина, рядом росли камыши высотой под два метра. Чтобы освоить место застройки, моторостроители три года свозили туда твердые отходы, в том числе литейного производства. Надо отметить, многие директора промышленных предприятий Рыбинска внимательно и с большим уважением относились к многотрудной работе строителей и помогали чем могли.

Среди таких помощников ветеран называет Виталия Осиповича Гусева, Анатолия Александровича Калганова, Ивана Леонтьевича Мишустина, Николая Александровича Бурдакова. Сильную поддержку оказывал работникам треста первый секретарь Рыбинского горкома КПСС Игорь Афанасьевич Зараменский.

Сегодня около 70% рыбинцев и жителей района живут в крупнопанельных домах, построенных домостроительным комбинатом 16-го треста. Только для работников речного порта ДСК построил более тысячи благоустроенных квартир.

И теперь, когда уже нет треста № 16, память о нем, его строителях, их труде осталась в наших с вами домах, дворцах культуры, промышленных предприятиях. За эти годы силами треста построен новый город – промышленный и культурный центр.

Фото предоставлены Рыбинским музеем-заповедником

Источник

Жизнь, как бег с барьерами

Марина живет на третьем этаже, и 45 ступенек становятся для нее непреодолимым препятствием. Маринин дом, как и почти все жилые дома в Рыбинске, не приспособлен для инвалида. Здесь нет удобного лифта, нет пандусов. Зато есть крутые лестницы, по которым родные с трудом спускают инвалидную коляску. А на улице – бордюры.

— Бордюры – это одна из самых больших наших проблем, — говорит Марина. – Наверное, люди их не замечают, но для нас они становятся непреодолимыми препятствиями.

Безбарьерная среда в Рыбинске остается для людей с ограниченными возможностями в мечтах. Также как и решение второй проблемы, названной Мариной:

— Далеко не все рыбинские больницы и поликлиники приспособлены для инвалидов. Мне пришлось однажды даже отказаться от госпитализации только потому, что в инфекционной больнице не оказалось лифта, а лестничные пролеты были слишком узкими.

Герой России Алексей Чагин с Мариной согласен:

— Здоровые люди не замечают наших проблем. Они не видят их просто потому, что большинство инвалидов сидят дома. Они не могут выйти на улицу из-за крутых лестниц, узких проходов. И улица их встречает неласково – высокими бордюрами, неприспособленными дорогами.

Подробнее см. здесь

Ответственные рыболовы – здоровая Волга

20 мая в Рыбинске состоялся региональный турнир «Ветер»: городские рыболовы-любители при поддержке рыбинских гидроэнергетиков очистили дно Волги от бесхозных сетей.

«Браконьер выходного дня» – так серьезные рыбаки со стажем называют безответственных граждан, которые в ходе пикника с ночевкой ставят сети, а утром в спешке забывают их забрать. Им все равно, что теперь будет с рыбой, куда денутся сети.

– Между тем, такая сеть из синтетики не истлевает в реке десятилетиями. Она служит ловушкой для множества рыб и массово их уничтожает. Вокруг такого смертельного капкана портится вода, тем самым наносится урон экологии реки, — объясняет жительница Рыбинска Ирина Лебедева, председатель Ярославского отделения общественной организации «Союз рыболовов».

Рыболовы со всей ярославской земли, влюбленные в рыбалку и бережно относящиеся к дарам рек, давно обеспокоены проблемой бесхозных сетей. Четыре года назад Ирина Лебедева и ее единомышленники организовали турнир по вылову опасных снастей из рек Ярославской области. Соревнование они посвятили памяти своего товарища – Игоря Мартысюка, трагически погибшего во время рыбалки. С тех пор рыболовы-любители ежегодно чистят не только берега Волги, Юхоти, Ухры, как они делали десятилетиями, но и дно этих водоемов.

Подробнее см. здесь

МУП «Водоканал»: под знаком оптимизации

Сергей Ивенков, новый генеральный директор МУП «Водоканал», рассказал о планах обновления предприятия, о перспективе их объединения с областным «Водоканалом» и строительства новых очистных в Копаево.

Полностью интервью читайте здесь

Дмитрий Рогозин провел в Рыбинске совещание

В частности, Миллер и генеральный руководитель АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК, входит в Ростех) Александр Артюхов подписали соглашение о намерениях. Об этом вице-премьер Дмитрий Рогозин проинформировал на совещании по программе диверсификации учреждений ОПК в интересах ПАО «Газпром».

На мероприятии обсуждались вопросы диверсификации деятельности компаний оборонно-промышленного комплекса в интересах «Газпрома». В качестве положительного образца он обозначил работу ОДК, «Вертолетов России» и «Титан-Баррикады» города Волгограда, пишет ТАСС. «По результатам нашего совещания „Газпром“ подпишет соглашения с ОДК, „Вертолетами России“ и Роскосмосом», — проинформировал зампред руководства Дмитрий Рогозин, пишет ТАСС.

Рогозин считает, что русским учреждениям ОПК по силам удовлетворить нужды Газпрома в оборудовании.

Приоритетным являются, в частности, создание современного газоперекачивающего оборудования, обеспечение добычи углеводородов на шельфе и сжижения природного газа.

Эти планы Газпрома с легкой руки Д. Рогозина отыскали высказывание в определенных документах, подписанных по результатам совещания.

Подробности здесь

Сенатором от Ярославской области может стать Александр Русаков

В сентябре ярославцы выберут не только губернатора, но и сенатора. Это произойдет в соответствии с изменившимся федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации».

Закон говорит, что при выборах главы региона каждый кандидат заявляет список из трёх человек, первый из которых в случае избрания кандидата будет наделён полномочиями члена Совета Федерации. Решение об этом вновь избранный губернатор должен оформить на следующий день после своего вступления в должность.  Второй в списке имеет шанс стать сенатором лишь в случае досрочного прекращения полномочий первого, а третий – соответственно после второго.

Наши источники сообщают, что места в списке Дмитрия Миронова могут быть предложены ректору ЯрГУ Александру Русакову (сейчас он является «конкурентом» врио губернатора на праймериз) и депутату Госдумы Александру Грибову. Приглашенным также называют депутата Госдумы эсера Анатолия Грешневикова, но говорят, что он отверг это предложение. В качестве еще одного кандидата в сенаторы упоминают двукратного чемпиона России в составе «Локомотива» хоккеиста Андрея Коваленко.

ЯРНОВОСТЯМ удалось дозвониться до ректора ЯрГУ Александра Русакова.

– Я не опровергаю эту информацию, – сказал Александр Ильич. – Если предложение поступит, то так и будет.

Александр Грибов сообщил, что подобного предложения ему не поступало.

Сейчас исполнительный орган власти (то есть губернатора) в Совете Федерации представляет Виктор Рогоцкий.

Что касается экс-губернатора и сенатора Анатолия Лисицына, то его все эти перемены не затронут, поскольку он представляет в верхней палате парламента законодательный орган власти – Ярославскую областную Думу. А она продолжит работать еще целый год.

Отметим и тот факт, что по действующему закону исключается возможность досрочного отзыва сенатора по инициативе губернатора или законодательного собрания региона.

ЯРНОВОСТИ

Про «Всеобщее равенство» и «бедных родственников»

Районы Ярославской области как место где все отдыхает — и деньги, и возможности, и перспективы…

Франсиско Франко в своё время сказал: “Своим – всё, чужим – закон”. Афоризм “пошёл в народ” и дожил до наших дней. Не возьмёмся судить, насколько правильно делить на “своих” и “чужих” муниципальные образования конкретного региона. Ведь с точки зрения государственной заботы все они должны быть равны. Однако терзают смутные сомнения, что у нынешних ярославских властей всё же есть те, кто “равнее”. Точнее, не те, а тот. Ибо речь идёт об одном городе — Ярославле. Похоже, что именно его решили назначить “любимой женой” (коль уж мы пошли по цитатам, уместно будет вспомнить и советскую классику). Во всяком случае, такое впечатление создаётся, если вспомнить все “подарки судьбы” (а также федерального бюджета и московской мэрии) и подсчитать все деньги, полученные областным центром за последние месяцы. Спору нет, наш многострадальный город это заслужил. И слава Богу, ему наконец-то стали уделять заслуженное внимание. Но на фоне Ярославля остальные города и районы фактически оказались на положении “бедных родственников”. В последствие это может обернуться немалыми проблемами.

В качестве главного козыря Дмитрия Миронова обычно называют его связи “наверху”. Имея в виду то, что с их помощью врио Губернатора может “выбить” солидные финансовые вливания. Применительно к Ярославлю с этим трудно поспорить. Судите сами. За считанные месяцы областной центр получил 625 миллионов рублей на ремонт дорог городской агломерации; 596 миллионов на ремонт моста через Которосль; 600 миллионов на реконструкцию исторического центра в зоне ЮНЕСКО; более 400 миллионов на содержание улично-дорожной сети. Из них только последняя субсидия предоставлена городу из региональной казны. Всё остальное – помощь из Москвы: два первых транша сделаны за счёт федерального бюджета, третий трансферт предоставлен столичной мэрией. Всё это хорошо. Для Ярославля. А как быть с остальными муниципальными образованиями? Ведь власти, которой доверено управление всем регионом, нужно помнить и про них. Что ж, с начала декабря Дмитрий Юрьевич в

компании с членами Правительства объездил почти все основные районы области, пообщался с народом и дал много обещаний. Некоторые из них даже начали исполнять (например, заниматься новой дорогой в Переславле). Но большинство пока что не увидели какого-то практического воплощения. А отдельные проблемы (притом, застарелые) и вовсе не нашли отражения в публичных выступлениях главы региона. В чём видится большая недоработка его окружения. Мы решили проанализировать текущее положение дел в трёх крупнейших городах региона – Рыбинске, Тутаеве и Переславле. И, к сожалению, обнаружили далеко не самую радужную картину.

Рыбинск

Начнём с главной беды – состояния дорог. Тема уже набила оскомину. Но что делать – уж больно она животрепещущая. Недаром всё больше и больше людей, сравнивая ярославские магистрали с трассами соседних областей (Вологодской, Владимирской, Ивановской, Костромской), отводят нашим последнее место. Рыбинск как второй по величине город региона здесь не исключение. В качестве субсидии на дорожное хозяйство ему выделили около 60 миллионов рублей. Примерно столько же, сколько и в прошлом году. Много это или мало? Судите сами. Ярославль только по проекту “Безопасные и качественные дороги” получил 825 миллионов. Почти в 14 раз больше! Если прибавить сюда мост и дороги в зоне ЮНЕСКО – разница увеличится вдвое! В свою очередь, общая протяженность автомобильных дорог Рыбинска — более 370 километров. Больше двух третей из них не соответствуют нормативам. Чтобы привести их в порядок, нужны миллиарды. А дают лишь несколько десятков миллионов.

Между тем, ремонта давно ждут многие рыбинские трассы. Как в “спальных” районах (например, окружная дорога, улица Ворошилова в районе троллейбусного парка или бульвар Победы недалеко от знаменитого КБ “Луч”), так и в центральной части (например, улица Кирова, Преображенский переулок и даже главная Крестовая улица). Чтобы не быть голословными, публикуем их свежие фотографии. Но в планах – ремонт лишь 9 улиц. Понятно, что средств на всё не хватит, что дорожный фонд не резиновый, что осчастливить всех не получится, и т.д. и т.п. Но согласитесь, 30-кратная разница – это моветон! Ещё хуже состояние полотна в Рыбинском районе. В сплошное решето превратились практически все подъездные пути к городу: и магистраль “Ярославль-Рыбинск”, и дорога на Глебово, и межрегиональная трасса “Сергиев-Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец“. Латание дыр путём ямочного ремонта ситуацию особо не спасает. Спросите любого жителя города (особенно тех, у кого есть дачи) – и он наверняка подтвердит наши слова.

Ещё одна серьёзная проблема – социальные объекты. Например, два стадиона: “Взлёт” и “Сатурн”. Первый находится в самом центре города и вплотную примыкает к Сенному рынку. Обнаружить его человеку неместному весьма трудно. Да и назвать полноценным стадионом клочок отнюдь неблагоустроенной земли, выживший в неравной схватке с наступающими объектами торговли, можно лишь с большой долей условности. На полную реконструкцию комплекса потребуется 20-30 миллионов рублей. Ремонт стадиона “Сатурн”, который находится недалеко от Волжской набережной, по всей вероятности, обойдётся значительно дороже. Но рыбинцы с присущей им настойчивостью “болеют” за свои спортивные объекты. И просят область привести их в порядок, поскольку в местном бюджете денег, как водится, нет. Пока вопрос повис в воздухе. Если “Взлёт” ещё можно попытаться облагородить через губернаторскую программу “Решаем вместе”, то о планах ремонта “Сатурна” на этот год не слышно. И снова напрашивается параллель с Ярославлем, где в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года в реконструкцию стадионов “Шинник” и “Славнефть” вложат порядка полутора сотен миллионов. То есть опять одним – всё, а другим – ничего. Аналогичная ситуация – со строительством новой школы на улице Тракторной в Рыбинском Заволжье. Про неё говорили ещё со времён Сергея Вахрукова. Потом вспоминали при Сергее Ястребове. Сейчас в область пришёл уже третий губернатор. Но сдвинуть дело с мёртвой точки по-прежнему не удаётся. Зато удаётся в Ярославле, где в план работ включили строительство пристройки к 43-й школе. Рыбинцы опять “остались с носом”. Правда, значительная доля вины лежит на местных властях, которые не смогли подготовить проектную документацию. Но думается, что при большом желании область вполне могла оказать городу необходимое содействие. Видимо, за столько лет этого желания не возникло.

Неважно идут дела и с благоустройством. Особенно стоит отметить реставрацию памятников архитектуры. Точнее – её отсутствие. Если пройтись по центральным улицам, становится больно и обидно за их состояние. Многие красивейшие здания стоят в руинах. Из приличных – разве что Спасо-Преображенский собор, музей, да несколько церквей. Наверное, последние масштабные работы проводились здесь ещё при Юрии Ласточкине. А ведь городу есть, что показать туристам. И заработать на этом приличные средства. Кстати, о туристах. В Рыбинске давно обещают сделать полноценный причал (взамен сгоревшего несколько лет назад дебаркадера). Поскольку то сооружение, куда сегодня высаживают людей с теплоходов, представляет собой жалкое зрелище. Но менять его, похоже, тоже не собираются. Одним словом, второй по величине город области, центр высокотехнологичного моторостроения и оборонной промышленности, остаётся как бы на периферии. И это печально.

Тутаев

В последнее время складывается ощущение, что главная забота властей применительно к Тутаеву – добиться его переименования в Романов-Борисоглебск. По замыслу авторов идеи, это поднимет туристическую привлекательность города до небывалых высот. И,

очевидно, разом решит все проблемы. Однако время идёт. Законопроект о переименовании “заморожен” в Госдуме на стадии первого чтения. А многочисленные городские проблемы никуда не делись. Опять начнём с дорог. Субсидия для всего муниципального района из областного бюджета – около 20 миллионов. В самом городе подлатали (или вот-вот подлатают) 7 улиц. Разумеется – только отдельными участками. Реальную потребность в ремонте можно оценить на одном-единственном примере: въезде в город со стороны Ярославля. Впрочем, если двигаться из Рыбинска, картина будет аналогичной. Автомобилистам приходится проявлять чудеса фигурного вождения, дабы не оставить бампер или какую-то другую часть своего “железного коня” на проезжей части. Кто не верит – может оценить фотографии. Дороги на территории района заслуживают отдельного упоминания. За несколько километров до райцентра делают большой участок трассы “Ярославль-Рыбинск” в районе села Фоминское. Делают вполне основательно, к июлю обещают закончить. Но этот объект “согласовали” ещё при Сергее Ястребове и ремонтируют второй сезон. Поэтому ставить его в заслугу нынешней администрации некорректно. Что касается работ в рамках “свежего” проекта “Безопасные и качественные дороги”, то их объём будет совсем скромным. При этом, ряд основных магистралей регионального значения по-прежнему ожидают полноценного ремонта. Наиболее показательный пример – трасса “Тутаев-Шопша”, в усмерть разбитая тяжёлыми грузовиками. Сюда же относится дорога “Ярославль-Рыбинск” (на территории Артемьевского поселения). Не стоит забывать и про большую Левобережную часть района. Там с дорогами тоже далеко не всё в порядке.

В продолжение темы стоит остановиться на “вечной” проблеме тутаевцев – переправе через Волгу. С открытием навигации правую и левую сторону райцентра соединяет паром. Зимой действует ледовая переправа, которую время от времени закрывает МЧС. В межсезонье людям приходится добираться с одного берега на другой, делая внушительный крюк через Ярославль. Что совсем не быстро. Да и дороговато. Решить проблему в новейшей истории области пытались, наверное, все её главы. Дмитрий Миронов и вовсе упомянул о строительстве моста. Что, при всём уважении, кажется фантастическим проектом. Гораздо более реальной выглядит канатная дорога. Но и о ней говорят уже очень давно. Точнее – с конца 2013 года. Тогда в Тутаев приезжал премьер Дмитрий Медведев, который и пообещал решить вопрос с переправой. Обещанного принято ждать три года. Скоро пройдёт уже четыре, но воз и ныне там. Сначала с поручением Медведева разбирались в нескольких федеральных министерствах, потом искали инвесторов, потом от области потребовался проект, который так и не выполнили. Так незаметно наступил 2017 год. Единственный конкретный шаг, сделанный сегодня – выделение в местном бюджете 3,5 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование проекта. В общем, ясности никакой. Подвижек со стороны области – похоже, тоже. При таких темпах жителям города придётся ездить через Ярославль ещё лет десять.

Столько же, сколько канатную дорогу, тутаевцы ждут и ледовый дворец. Его пообещал ещё Сергей Ястребов. В конце августа 2013 в городе даже прошла помпезная церемония закладки первого камня в основание будущего учебно-тренировочного катка с искусственным льдом. Что-что, а церемонии предыдущая “команда” любила. Но из затеи ничего не вышло (как не вышло с разрекламированной программой строительства детских садов). Отгремели фанфары. Завершились выборы. А потом наступил кризис, и в бюджете не стало денег. Прошли годы. И вот вопрос строительства катка обещает решить уже Дмитрий Миронов. Хочется верить, что у него это получится лучше. Всё-таки Дмитрий Юрьевич – сам заядлый хоккеист. Хотя какой-то конкретики с момента озвученного в конце декабря решения пока нет.

В Тутаеве хватает и других проблем: ЖКХ, отсутствие нормально работающего автовокзала, сохранение исторического наследия. Романовская сторона на левом берегу по-прежнему представляет собой крайне печальное зрелище. Такое ощущение, что восстановлением памятников там занимаются исключительно местные энтузиасты. А остальным до этого нет никакого дела. Почти повсеместно ощущается какая-то бесхозяйственность. Говорить о серьёзном увеличении туристического потока в таких условиях просто смешно. И переименование города здесь вряд ли поможет. Похоже, единственное, чем по-настоящему озаботились областные власти – это попытка превратить Тутаев в территорию опережающего развития (в части развития местного промышленного парка “Мастер”). По сути, это второе дыхание программы поддержки моногородов, начатой ещё несколько лет назад. Но пока они лишь в начале пути. И делать какие-то выводы преждевременно.

Переславль-Залесский

По сравнению с другими городами, ситуация с дорогами в Переславле гораздо лучше. Город получил из дорожного фонда значительную сумму денег. Во-первых, около 25 миллионов на местные дороги. А во-вторых, целевую субсидию в 100 миллионов на строительство объездной трассы по улице Дорожной. Её тоже пообещал Дмитрий Миронов. И, во всяком случае, деньги уже выделены. Зато по остальным направлениям в городе всё отнюдь не радужно. В первую очередь, это местная система ЖКХ. Холодные батареи и ледяная вода (иногда – круглый год) в квартирах переславцев уже стали притчей воязыцех. Копий об эту проблему было сломано великое множество. Но она до сих пор не решена. Поскольку требует: а) огромных денег (и вот здесь бы очень пригодились федеральные средства) и б) желания изменить ситуацию (а не паразитировать на местной “коммуналке”).

Прежде всего, нужна актуализация всей системы теплоснабжения. Для этого необходимо несколько новых модульных котельных. Или, на худой конец, тепловых подстанций. Поскольку едва ли не 80% города отапливает единственная (и довольно старая) котельная на территории технопарка. Нормального давления давно не хватает. К тому же, сами сети на значительном протяжении расположены под открытым небом. И давно лишились приличной изоляции. Отсюда – огромные тепловые потери, которые тоже нужно устранять. Сложной остаётся ситуация и с долгами за газ. К концу 2016 года они составили 485 миллионов рублей. Очевидно, коммунальные эксперименты последнего времени дорого обошлись городу.

Если говорить о конкретных объектах, то Переславлю давно необходим полноценный автовокзал или даже многофункциональный транспортно-пересадочный комплекс. Нынешняя автостанция, конечно, бесконечно

далека от этого. Между тем, город является важным транзитным центром. Здесь сходятся пути из Ярославской, Московской, Тверской и Владимирской областей. Опять же, с туристической точки зрения полезно. Ни один год ведутся разговоры и о строительстве новой школы в центре. Последняя появилась в городе более четверти века назад. В идеале в Переславле мечтают увидеть образовательное учреждение на 750 детей. Но пока всё упирается в проектно-сметную документацию. Ещё одна мечта касается строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. Для 40-тысячного города он также будет не лишним. Однако и этот вопрос висит в воздухе.

Ну и, конечно же, для города необходимо строительство нового полигона твёрдых бытовых отходов. В противном случае переславцы попросту рискуют “утонуть” в отходах. Существующая свалка действует уже 60 лет и заполнена практически “под завязку”. О строительстве альтернативного полигона во время встречи с жителями говорил и Дмитрий Миронов. Впрочем, намерения сделать подобные объекты также озвучили в Тутаевском и Пошехонском районах. А удовольствие это недешёвое. Хватит ли денег на всех – большой вопрос! С другой стороны, в СМИ уже прозвучала информация о том, что централизованной уборкой мусора в нашем регионе интересуются серьёзные люди из Москвы. Если это действительно так и они готовы выступить инвесторами – отлично. Лишь бы тарифы при этом не подскочили до заоблачных высот.

Таким образом, направлений для приложения сил в Переславле хоть отбавляй. Возможно, новый исполняющий обязанности мэра Владимир Волков (впрочем, от приставки и.о. он может избавиться уже летом) сможет разрубить гордиев узел многочисленных проблем? Зря что ли в правительственном рейтинге муниципальных образований Переславль стал лучшим по итогам 1 квартала (по направлению “Экономика”)? Правда, не очень понятно – с чего? Ведь предыдущий мэр Кошурников, к работе которого было много нареканий, перестал руководить городом только в ноябре. Неужели Волков сумел так быстро наладить ситуацию? Наверно, точно ответить на этот вопрос смогут лишь сами переславцы.

Эпилог

В сухом остатке получается, что в 2017 году в муниципальных образованиях области продолжат строительство 4 детских садов (ещё два будут доделывать в Ярославле), 1 спального корпуса для дома-интерната (в Мышкинском районе) и 1 школы (в Ярославском районе). Все объекты можно назвать долгостроями (ту же школу в Туношне начали ещё при Сергее Вахрукове). Из них в высокой стадии готовности находятся лишь два последних. Согласитесь, масштабными такие работы не назовёшь. В массе своей городам и районам придётся довольствоваться губернаторской программой “Решаем вместе”. Но она вряд ли поможет серьёзно улучшить положение дел в муниципальных образованиях. Общая сумма в 650 миллионов рублей для этого всё же мала. Да и та в значительной степени снова уходит в Ярославль (хотя кураторы программы наверняка старались распределить имеющиеся средства более-менее равномерно). Это видно из представленной ниже таблицы. 3 мая 2017 года были утверждены итоги конкурсного

отбора проектов программы. Мы выбрали уже не три, а шесть крупных муниципальных образований и сравнили их между собой (данные взяты с официального сайта программы, цифры даны округлённо). Обратите внимание: большое количество объектов далеко не всегда подразумевает равновеликое количество выделенных средств.

Муниципальное образование Направления проекта “Решаем вместе” Формирование современной городской среды Реализация мероприятий инициативного бюджетирования Капитальный ремонт и ремонт муниципальных учреждений культуры Поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков)

Одним словом, муниципальные образования области по-прежнему остаются “бедными родственниками”. Ярославлю достаются “золотые горы”, а “периферии” приходится довольствоваться обещаниями. Во всяком случае, пока (мы оценивали ситуацию исключительно на текущий момент). Поменяется ситуация или нет – покажет время. И желание власти её изменить. Хочется верить, что праздник жизни всё-таки наступит. И муниципалы не окажутся на нём лишними.

ИВАН ТИХОНОВ

Составил ЕБ

Добавить комментарий